Польская иконопись 15 века

  XV век называют «осенью Средневековья». В это время в Польше работает множество художников. Их деятельность сосредоточена в основном в историческом регионе Малой Польши (Małopolska), центром которого является  Краков.
  Краков имел огромное политическое и экономическое значение, являлся резиденцией короля и главным культурным центром королевства. Здесь действует обновленный в 1400 году Краковский университет, появляются первые печатные книги, воздвигаются многочисленные культовые и гражданские здания, процветают искусства, активизируются религиозные общины.
Панорама Кракова в Хронике Х.Шедля, 1493г. Королевский замок на Вавеле, Краков

Панорама Кракова в Хронике Х.Шедля, 1493г. Королевский замок на Вавеле, Краков

  Художники, работающие в то время в Польше, весьма многочисленны и имеют разнообразные корни. Кроме местных мастеров здесь работают мастера из Силезии, Чехии и Моравии, из Австрии, Верхней Венгрии.
Ян из Нисы. Христос среди Апостолов, после 1459г. Королевский замок на Вавеле, Краков

Ян из Нисы. Христос среди Апостолов, после 1459г. Королевский замок на Вавеле, Краков

Неизвестный художник. Триптих из Воловца, ок.1460г. Национальный музей, Варшава

Неизвестный художник. Триптих из Воловца, ок.1460г. Национальный музей, Варшава

Мастер Страстей Полиптиха из Люсины. Увенчание тернием, нач. XVIв. Национальный музей, Краков

Мастер Страстей Полиптиха из Люсины. Увенчание тернием, нач. XVIв. Национальный музей, Краков

Неизвестный художник. Святая  Марта, святая Агнесса и святая Клара, ок.1439г. Епархиальный музей, Сандомеж

Неизвестный художник. Святая Марта, святая Агнесса и святая Клара, ок.1439г. Епархиальный музей, Сандомеж

  До наших дней дошли очень немногие имена художников. Сведения об их жизни, в основном, ограничиваются упоминаниями в списках гильдий мастеров или в городских документах по поводу получения гражданства или же в договорах на выполнение заказов. Тех, чьи имена не сохранились, называют Мастерами Произведения (Мастер Триптиха Святой Троицы, Мастер Оплакивания и т.п.), или же просто Неизвестным художником.
Мастер Полиптиха Св. Иоанна, раздающего милостыню. Св. Иоанн, раздающий милостыню. ок.1501-02-1504гг. Национальный музей, Краков

Мастер Полиптиха Св. Иоанна, раздающего милостыню. Св. Иоанн, раздающий милостыню. ок.1501-02-1504гг. Национальный музей, Краков

 

Неизвестный художник. Св. Екатерина Александрийская, образ из Беча, ок. 1446г. Епархиальный музей, Тарнов

Неизвестный художник. Св. Екатерина Александрийская, образ из Беча, ок. 1446г. Епархиальный музей, Тарнов

Неизвестный художник. Святой Матфей и Святая Елизавета, ок.1427г. Национальный музей, Краков

Неизвестный художник. Святой Матфей и Святая Елизавета, ок.1427г. Национальный музей, Краков

 

Эпитафиумами назывались каменные плиты или деревянные доски, размещенные возле мест захоронения в монастырях и храмах. В те времена эпитафиум часто заказывался заранее, он мог быть написан задолго до смерти заказчика.

Неизвестный художник. Эпитафиум Яна из Уязда, ок. 1450г. Королевский замок на Вавеле, Краков

Неизвестный художник. Эпитафиум Яна из Уязда, ок. 1450г. Королевский замок на Вавеле, Краков

Неизвестный художник. Эпитафиум Вежбенты из Бараниц. ок. 1425г. Национальный музей, Краков

Неизвестный художник. Эпитафиум Вежбенты из Бараниц. ок. 1425г. Национальный музей, Краков

 

 Реликвариумом называется вместилище для хранения ценных религиозных реликвий. Диптих представляет вид реликвариума, напоминающего книгу, где рядом с останками святых находятся также иконы.

Неизвестный художник. Диптих-реликвариум, 1440-1450гг. Епархиальный музей, Сандомеж

Неизвестный художник. Диптих-реликвариум, 1440-1450гг. Епархиальный музей, Сандомеж

«Диптих-реликвариум» из Вавельского собора – произведение живописного и ювелирного искусства, он украшен позолотой, жемчугом, полудрагоценными камнями и кристаллами.
 В раме Вавельского реликвария помещены святые мощи покровителей Вавельского собора – святого Вацлава и святого Станислава, что придает этому реликвариуму особую значимость.
Неизвестные художники. Диптих-реликвариум, 1440-1450гг.Сокровищница Вавельского собора, Краков

Неизвестные художники. Диптих-реликвариум, 1440-1450гг.Сокровищница Вавельского собора, Краков

 

Изображения Святого Станислава и Святого Войчеха (Вацлава), покровителей Вавельского собора, являются самыми большими алтарными образами 15 века в Польше. Их размер соответственно 433 х 106 см и 434 х 107 см.

Мастерская Мастера Доминиканского триптиха. Святой Станислав и Святой Войчех, ок. 1460г. Вавельский собор, Краков

Мастерская Мастера Доминиканского триптиха. Святой Станислав и Святой Войчех, ок. 1460г. Вавельский собор, Краков

 

 Миколай (Николай, Миклош) Хабершрак — польский художник-иконописец 15 века, один из немногих, чьи имена дошли до наших дней. Самым известным из его произведений является Августианский полиптих — серия картин для главного алтаря  августинского костела св. Катерины в Кракове. Сохранилось 11 живописных досок, которые хранятся в Национальном музее в Кракове.

Миколай Хабершрак. Христос в Гефсиманском саду, 1468г. Национальный музей, Краков

Миколай Хабершрак. Христос в Гефсиманском саду, 1468г. Национальный музей, Краков

Миколай Хабершрак. Изгнание торговцев из Храма, 1468г. Национальный музей, Краков

Миколай Хабершрак. Изгнание торговцев из Храма, 1468г. Национальный музей, Краков

«Оплакивание из Хомраниц» считается одним из самых выдающихся художественных произведений польского Средневековья.

Мастер Оплакивания. Оплакивание из Хомраниц, ок. 1439г. Епархиальный музей, Тарнов

Мастер Оплакивания. Оплакивание из Хомраниц, ок. 1439г. Епархиальный музей, Тарнов

Пьета — это изображение Матери Иисуса с мертвым Христом, лежащим у нее на коленях.

Мастерская Мастера Оплакивания. Пьета из Тубондзина, ок. 1450г. Национальный музей, Варшава

Мастерская Мастера Оплакивания. Пьета из Тубондзина, ок. 1450г. Национальный музей, Варшава

Триптих Главного Алтаря Доминиканского костела в Кракове — один из шедевров готической живописи. Сохранилось 11 живописных досок, на одной стороне которых изображены  Страсти Господни, а на другой Сцены из жизни Девы Марии.

Мастер Доминиканского  алтаря. Бегство в Египет, ок. 1460г.Национальный музей, Краков

Мастер Доминиканского алтаря. Бегство в Египет, ок. 1460г.Национальный музей, Краков

Мастер Доминиканского  алтаря. Святое Семейство в Египте, ок. 1460г.Национальный музей, Краков

Мастер Доминиканского алтаря. Святое Семейство в Египте, ок. 1460г.Национальный музей, Краков

Триптих Святой Троицы — самый совершенный алтарный образ в готической живописи Польши.  Он состоит из центральной скульптуры Святой Троицы и восьми живописных сцен на створках алтаря. С одной стороны изображены четыре хора — апостолов, пророков, мучеников и святых дев. С другой — сцены из жития святых рыцарей Павла, Евстахия, Георгия и Секундуса.

Мастер Триптиха Святой Троицы. Хор Пророков, 1467г. Часовня Св. Креста Вавельского собора, Краков

Мастер Триптиха Святой Троицы. Хор Пророков, 1467г. Часовня Св. Креста Вавельского собора, Краков

Мастер Триптиха Святой Троицы. Хор Святых Мучеников, 1467г. Часовня Св. Креста Вавельского собора, Краков

Мастер Триптиха Святой Троицы. Хор Святых Мучеников, 1467г. Часовня Св. Креста Вавельского собора, Краков

Мастер Триптиха Святой Троицы. Св. Евстахий на охоте, 1467г. Часовня Св. Креста в Вавельском соборе, Краков

Мастер Триптиха Святой Троицы. Св. Евстахий на охоте, 1467г. Часовня Св. Креста в Вавельском соборе, Краков

Мастер Триптиха Святой Троицы. Обращение Св. Павла, 1467г. Часовня Св. Креста Вавельского собора, Краков

Мастер Триптиха Святой Троицы. Обращение Св. Павла, 1467г. Часовня Св. Креста Вавельского собора, Краков

Мастерская Мастера Триптиха Святой Троицы. Посылание апостолов, ок. 1470г. Национальный музей, Краков

Мастерская Мастера Триптиха Святой Троицы. Посылание апостолов, ок. 1470г. Национальный музей, Краков

Мастер Семьи Марии. Семья Марии, образ из Олпин, ок. 1510-1515гг. Национальный музей, Краков

Мастер Семьи Марии. Семья Марии, образ из Олпин, ок. 1510-1515гг. Национальный музей, Краков

Мастер Семьи Марии. Пир у Ирода, ок.1490г. Национальный музей, Краков

Мастер Семьи Марии. Пир у Ирода, ок.1490г. Национальный музей, Краков

 

Мастерская Яна Большого. Триптих из Венцлавиц, 1477г. Епархиальная церковь св. Якова Младшего Апостола, Венцлавице

Мастерская Яна Большого. Триптих из Венцлавиц, 1477г. Епархиальная церковь св. Якова Младшего Апостола, Венцлавице

Неизвестный художник. Святая Троица. Образ из Дебна близ Бжеска, ок. 1510-1520гг. Национальный музей, Краков

Неизвестный художник. Святая Троица. Образ из Дебна близ Бжеска, ок. 1510-1520гг. Национальный музей, Краков

По материалам издания
«Великие художники»,  ч. 132 «Польская иконопись XV века»,
изд. ООО «Иглмосс Юкрейн», 2005

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *