Поляки в Крыму

 

МАТЕРИАЛ ВЗЯТ С САЙТА  НАРОДЫ ФЕОДОСИИ

КРЫМСКИЕ ПОЛЯКИ: ДЗЕНЬ ДОБРЫ

  Сегодня мы расскажем о крымских поляках, которые переселились на полуостров в конце XVIII века. В 1921 году они составляли около 1% населения Крыма. Согласно переписи населения 1989 года в Крыму насчитывалось около 6,2 тыс. поляков.

Историческая справка Первые поселенцы-поляки появились в Таврии после манифеста русского правительства от 13 февраля 1798 года, разрешающего иностранцам селиться в этой губернии. Первыми на полуостров из Польши и северной Украины прибыли 170 семей, которые поселились на пустующих землях в районе Перекопа и Армянска. Но массовый характер переселение приняло в 60-е годы XIX века. Значительный миграционный поток связан не только с эмиграцией татарского населения полуострова в Турцию, но и с волнениями в Польше и на Украине. Безземельные, малоземельные крестьяне, опасающиеся высылок в Сибирь, отправлялись осваивать целинные земли Таврии в поисках лучшей жизни. Селиться обособленно, в отличие от других поселенцев, полякам было запрещено. Почти каждое село, где обосновались переселенцы, делилось на две части: польскую и украинскую. То есть поселян, исповедующих православие и католицизм. Во всех больших селах наряду с церковью действовал и костел. Костелы были также во всех крупных городах — Ялте, Феодосии, Симферополе, Севастополе. Украинских и польских школ не было, обучение в церковно-приходских школах велось на русском языке. Уже к началу XX века языком межнационального общения стал южно-украинский диалект, иначе называемый суржиком: значительно упрощенный украинский язык с большим количеством русских слов. Влияние польского языка было весьма незначительно.

Советские годы шпиономании В годы революции и гражданской войны многие поляки, опасаясь преследований и репрессий, приезжали в Крым, представляясь украинцами или русскими. Хотя при Советской власти в Таврии повсеместно открывались украинские школы, а кое-где и польские. Серьезной проблемой было отсутствие учителей, в совершенстве владеющих языком. С началом коллективизации изучение польского языка прекратилось окончательно. Польское население объединяла религия. При костелах создавались культурные общества, ведущие просветительскую работу. С закрытием костелов в конце 20-х годов прошлого века смешивание поляков с другими народами приняло необратимый характер. Завершающим штрихом ассимиляции польского населения стали репрессии 30-х годов. Как польских шпионов репрессировали всех поляков, у которых остались родственники в Польше или в других зарубежных странах. Позже появились новые директивы: в 1936 году — о переселении в Казахстан поляков, как «неблагонадежных». Выселение поляков было начато в 1936 году на основании постановления Совета народных комиссаров СССР. Более 35 тыс. поляков отправили в казахские степи. К весне 1941 года было переселено почти 8,9 тыс. поляков, которые расселялись в 115 спецпоселках. 12 июля 1941 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ об амнистии более 389 тыс. бывших польских граждан, живущих на территории СССР, являвшихся гражданами Польши до 1 ноября 1939 года. Из них в тюрьмах, лагерях и местах ссылки находилось 121 тыс. человек, на спецпереселениях — более 243 тыс., военнослужащих — более 25 тыс. Во время Великой Отечественной войны при формировании 1-й Армии Войска Польского призвали таврических поляков. При мобилизации украинцы и русские польского происхождения вновь стали считаться поляками, иногда помимо своей воли. Их одели в военную форму, фуражки-конфедератки, и отправили с оружием в руках освобождать Польшу от фашистских захватчиков. После окончания войны поляки вернулись в Крым. Согласно переписи населения 1979 года в Крыму проживало 6,1 тыс. поляков.

Польское Рождество — главный праздник года

Вечный, нестареющий, веселый праздник Рождества поляки отмечают особенно пышно с богатым застольем. В основе его лежит евангельское сказание о рождении Спасителя Девой Марией, но корни праздника уходят в дохристианскую эпоху. Предки поляков примерно в это время отмечали рождение древних богов. Рождение богов связывалось с обновлением природы, ее возрождением: 25 декабря — день зимнего солнцестояния, поворот к весне. Первоначально Рождество Христово отмечалось именно 6 января, вместе с Крещением и Богоявлением, и только в IV веке было перенесено на декабрь. Красивый и торжественный праздник Рождества Христова несет на себе отпечаток обычаев и традиций народов. Рождество для поляков — самый главный семейный праздник. И что бы ни случилось, а 24 декабря католическая семья должна собраться дома — это закон. Сначала все отправляются в костел на мессу. После костела люди чинно расходятся по домам, где их ждет телетрансляция поздравления Папы Римского.

   Символ католического Рождества — Святой Николай, который кладет подарки под елку. Его обязательно сопровождают ангелы, поэтому верхушку рождественского дерева всегда украшают ангелочком. Еще один неотъемлемый атрибут праздника — скульптурная композиция Рождения Христа, которую обязательно помещают под каждой елкой: маленький Иисус в яслях, Иосиф, Мария и волхвы. Чтобы волхвы не заблудились, над домом развешиваются «Вифлеемские звезды».