Исторические эссе. Крещение

Олег Пернацкий

Данные рассказы ни в коей мере не претендуют на статус научного труда, являются исключительно точкой зрения автора и имеют целью познакомить и  заинтересовать читателя историей Польши

Zaprowadzenie chrze?cija?stwa, obraz Jana Matejki

Zaprowadzenie chrześcijaństwa, obraz Jana Matejki

Изучая легенды, да и некоторые исторические исследования, можно прийти к мысли о том, что в какой-то прекрасный момент такой-то король (князь, император, властитель) приказал всем стать христианами (мусульманами, буддистами, иудеями и т.д.), и все сразу уверовали. На самом деле, официальная дата крещения государства — это только точка в длинной дороге к Истине. Достаточно вспомнить императора Юлиана Отступника, пришедшего на смену Константину, который разрешил христианство в Римской империи, а в конце жизни и сам принял крещение. Попытки Юлиана реанимировать язычество и вернуть центральную власть из Константинополя в Рим, (за что ратовали развращенная римская знать и часть воинской верхушки), были обречены на провал потому, что христианство в Римской империи, хотя и находилось триста лет в подполье, глубоко пустило корни.

S?owia?ski pos?g, tak zwany "?wiatowid ze Zbrucza"

Słowiański posąg, tak zwany «Światowid ze Zbrucza».

Но в поликонфессионной Римской империи, где требовалась единая государственная религия, которая смогла бы вытеснить примитивные языческие и полуязыческие культы, христианским проповедникам было легче, чем в варварских княжествах Северной Европы. Однако и  на территории Римской империи после ее распада во многих областях началась реставрация язычества. Что касается Польши, то достаточно сказать, что в Поморье христианство окончательно победило лишь в середине тринадцатого века.

Во многих других районах положение обстояло не намного лучше. Процветало так называемое двоеверие. Оно было нескольких типов. В одном случае неграмотные крестьяне и ремесленники, вроде бы уверовав во Христа, продолжали поклоняться и своим языческим божествам. В другом случае они просто включали Христа и апостолов в сонм своих языческих божеств.

Powr?t Kazimierza I Odnowiciela do Polski, obraz Wojciecha Gersona

Powrót Kazimierza I Odnowiciela do Polski, obraz Wojciecha Gersona

Был и третий тип двоеверия. Крестьяне, враждебно относившиеся к крещению, только делали вид, что являются благоверными христианами и, выходя из костела или церкви, направлялись в лес приносить жертвы перед языческими идолами. Двоеверие задержало окончательную христианизацию государства еще на много поколений. Например, в соседней России указы о борьбе с двоеверием издавал царь Иван Грозный, правивший во второй половине шестнадцатого века, то есть через шестьсот лет после официального крещения Руси!

Святые Кирилл и Мефодий на картине Яна Матейки. Существует версия, что Святые или их ученики осуществляли миссионерскую деятельность в Польше.

Святые Кирилл и Мефодий на картине Яна Матейки. Существует версия, что Святые или их ученики осуществляли миссионерскую деятельность в Польше.

Но и, разумеется, ни что не возникает на пустом месте. Несомненно, что крещению Польши предшествовала активная миссионерская деятельность. К сожалению, в отличие от Киевской Руси, документов о ней сохранилось очень мало.

?mier? ?w. Wojciecha

Śmierć św. Wojciecha

Исследователям приходится полагаться больше на результаты археологических раскопок. И тут их ждала неожиданность. На Острове Ледницком, являвшемся резиденцией полянских князей в десятом веке, а может быть и раньше, были обнаружены остатки византийского православного храма. Притом не только архитектура, но и предметы культа говорили о том, что храм православный. В общем-то, это не удивительно.

Wczesno?redniowieczna siedziba ksi???ca na Ostrowie Lednickim - widok na palatium

Wczesnośredniowieczna siedziba książęca na Ostrowie Lednickim

У древней Польши были тесные торговые связи с Византией. Вести торговлю с богатой Византией, являвшейся, к тому же, в то время культурным центром Европы, было выгоднее и безопаснее чем с нищей, дикой Западной Европой. Торговый путь по Балтийскому морю был практически перекрыт викингами, а сухопутный путь через территории удельных немецких княжеств и диких велетских и лужицких  племен обходился очень дорого и был не намного безопаснее. Путь же в Византию пролегал по рекам Припять, Днепр и Днестр через территорию Киевской Руси.

Mieszko I, obraz Jana Matejki

Mieszko I, obraz Jana Matejki

Возможно, не только князь Мешко, но и отец его Земомысл, были крещены. Притом, судя по остаткам православного храма, они были крещены по византийскому обряду. Почему же они не крестили Польшу раньше? Тут можно взять за пример историю крещения соседних государств, Киевской Руси и Литвы. Первую попытку крещения Киева предприняли еще князья Аскольд и Дир. Но их убийство и захват Киева князем Олегом помешали христианизации Руси. Позже крещение приняла вдовствующая княгиня Ольга. Несомненно, что к моменту официального крещения Руси в ней хватало людей, принявших христианство. В Литве, еще до ее официального крещения, правили князья, принявшие христианство. Например, князь Ольгерд был крещен еще в детстве и умер в православном монастыре.

Очевидно, для крещения народа нужно, чтобы создались определенные условия. Необходимо наличие в государстве сильной христианской общины. Правителю необходимо сломить сопротивление и снизить влияние языческого духовенства. И, самое главное, правитель должен иметь политическую волю. Ну и, конечно, надо  почувствовать момент, когда вчера было рано, а завтра будет поздно. Этот момент Мешко поймал в 966 году.

Mieszko bierze chrzest. Sgraffito na ?cianie rezydencji biskup?w w Gnie?nie

Mieszko bierze chrzest. Sgraffito na ścianie rezydencji biskupów w Gnieźnie.

Но почему же Мешко, когда принял решение о крещении Польши, выбрал католицизм? На этот счет существует три версии. По первой, он это сделал под давлением Германской империи, обещавшей ему помощь в покорении Поморья. По второй версии, он уже пришел к необходимости крещения государства, а из-за агрессивной политики фанатичного язычника, киевского князя Святослава связи Польши с Византией были полностью прерваны.

Но существует и третья версия, возможно, самая достоверная. Почему-то княгиня Ольга, хотя и была крещена в Константинополе, пытаясь создать в Киевской Руси христианскую епархию, обратилась за помощью не к византийскому императору и не к царям других православных государств, а к германскому императору. К сожалению, сыновьи любовь и уважение, которые Святослав испытывал к матери, имели свои границы и миссия преподобного Адальберта Магдебургского закончилась неудачей. А почему не приняла православие Венгрия, имевшая общую границу с Византийской империей и ее вассалами? На мой взгляд, византийские императоры не только утвердили православие в империи. Они превратили церковь в один из департаментов имперской властной структуры. Именно это и отпугивало многих правителей, решивших крестить свои народы. Ведь правители, решившие обратить свои народы в православие, почти всегда попадали в жесткую вассальную зависимость от императора. Исключением оказался  Владимир Великий, но лишь потому, что он, обладавший одной из мощнейших и боеспособных армий в Европе, не только мог не подчиняться императору, но и сам имел виды на императорскую корону. А если задуматься, не из-за этого ли положения православной церкви она, после крушения империи, распалась на кучу автокефалий? Католическая же церковь до сих пор составляет единое целое, хотя является основной в десятках государств.

Dobrawa na obrazie Jana Matejki В свадебном кортеже Домбравки в Польшу прибыли христианские священники. Допускают, что среди них мог быть первый польский епископ Йордан.

Dobrawa na obrazie Jana Matejki
В свадебном кортеже Домбравки в Польшу прибыли христианские священники. Допускают, что среди них мог быть первый польский епископ Йордан.

Но вернемся к князю Мешко. Скорее всего, на его решение подействовали все три фактора, не считая тех, о которых мы не знаем. Да и стоит ли ставить под сомнение решение крестителя Польши? История пишется на небесах. Мы лишь претворяем ее на земле. Не будь католицизма, не было бы современных поляков, не было бы их менталитета, не было бы средневековой Речи Посполитой, которая, несмотря на все свои недостатки, явилась предтечей современной демократии, и не только польской.

Mieszko, z poganina, z pomoc? ?ony Dobrawy, staje si? krzewicielem wiary. Rycina Henryka Pillatiego

Mieszko, z poganina, z pomocą żony Dobrawy, staje się krzewicielem wiary. Rycina Henryka Pillatiego

Благодаря католицизму поляки стали европейским народом, а не евроазиатским. Конечно, свирепый и безжалостный полководец, вряд ли отличавшийся большим благочестием, объединивший отнюдь не крестом и проповедью большинство племен, ставших предками нынешних поляков, не мог задумываться о таких последствиях своего шага. Да и обе церкви на тот момент еще окончательно не разделились. Но благодаря этому шагу он заслужил добрую память у будущих поколений поляков и право называться святым Мешко Крестителем.

Иллюстрации взяты из Википедии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *